Маршруточные войны: чего хотят пассажиры, перевозчики и что требует закон

62

Из Минска в Логойск можно добраться на автобусе и маршрутках, но люди жалуются, что рейсов стало меньше и приходится часами стоять на остановках.

Маршруточные войны: чего хотят пассажиры, перевозчики и что требует закон

За полгода в Минской области Транспортная инспекция (ТИ) изъяла 39 маршруток и 16 автомобилей такси. Такую меру наказания ТИ использует для тех, кто занимается незаконной предпринимательской деятельностью.

В конце октября сотрудники инспекции изъяли две машины у пассажирского перевозчика, работающего по направлению Минск – Логойск. После этого владельцы машин в тот же день сняли с рейса свои другие транспортные средства, что вызвало недовольство пассажиров. Инцидент бурно обсуждали и пользователи интернета, где "завирусилось" видео с переполненными маршрутками и очередями на остановках (позже его удалили из соцсетей. – Sputnik).

Проблемные вопросы в транспортной отрасли также обсуждали во вторник на совещании у президента Беларуси Александра Лукашенко.

Белорусский лидер потребовал установить единые жесткие правила игры для сферы пассажирских автоперевозок и назвал два требования государства к транспортной сфере:

"Первое – безопасность людей. Таким видом транспорта (такси и маршрутками. – Sputnik) пользуются многие наши граждане и гости страны. Второе – легальная работа перевозчиков. Потому что выручку занижают, прячут, в конвертах зарплаты платят, налоги не платят в бешеных размерах".

Александр Лукашенко
президент Республики Беларусь

Накануне совещания у президента корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева побывала в рейде с транспортной инспекцией на одном из самых загруженных направлений области Минск – Логойск и посмотрела, есть ли сегодня сложности добраться из столицы до административного центра.

Уговорили водителя везти стоя

Для "патрулирования" выбрали пятницу – день, когда пассажиропоток достаточно большой.

Маршрут начался с остановки на улице Карбышева. На часах начало пятого: еще не час пик, но людей уже много.

Маршруточные войны: чего хотят пассажиры, перевозчики и что требует закон

© Sputnik / Екатерина Воробьева

Инспекторы остановили первую попавшуюся красную маршрутку (все машины этого цвета принадлежат ООО "АвтоКрэйн", ранее компания называлась "Крэйн-Авто". – Sputnik). С виду она выглядела новой, да и внутри хороший салон с комфортными сиденьями. Однако при проверке выяснилось, что у машины есть техническая неисправность. Инспектор составил акт, согласно которому будет рассматриваться вопрос о привлечении водителя к административной ответственности.

Помимо этого нарушения в салоне три пассажира ехало стоя. Сотрудники ТИ попросили их покинуть маршрутку.

Маршруточные войны: чего хотят пассажиры, перевозчики и что требует закон

© Sputnik / Екатерина Воробьева

"Мы сами водителя уговорили взять нас стоя, не наказывайте его. Он не виноват", – пытались защитить водителя пассажиры.

Одной женщине инспектор объяснил, что ехать стоя небезопасно и в случае резкого торможения можно получить травмы. Но пассажиры не унимались.

"Мне все равно. Мне нужно срочно попасть домой. Мы час ждали и не могли уехать", – выкрикивала женщина.

Однако люди все-таки вышли из маршрутки и буквально минут через пять на остановку приехал автобус госперевозчика. Кстати, проезд из Минска в Логойск на нем стоит дешевле, чем на маршрутке. Так, поездка на автобусе обходится в 2,5-3 рубля ( зависит от того, где человек покупает билет: в кассе или у водителя. – Sputnik), на маршрутке – 4 рубля.

Пассажиры, которые не смогли уехать на предыдущей маршрутке, устремились к автобусу.

"Смотрите, автобус полупустой. Но на нем ехать где-то полтора часа, а на маршрутке – 25 минут. Поэтому все люди и стремятся попасть к частникам – хотят, чтобы было быстрее", – обратил внимание начальник управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Минску и области Александр Коваленко.

Маршруточные войны: чего хотят пассажиры, перевозчики и что требует закон

© Sputnik / Екатерина Воробьева

Где километровые очереди?

Последующие маршрутки шли с периодичностью примерно в 10 минут и, кстати, в каждой были свободные места. А некоторые и вовсе ехали полупустыми, поэтому километровых очередей, видео которых появилось в интернете, рейдовая группа не обнаружила.

Инспекторы также останавливали белые маршрутки, принадлежащие другим частным перевозчикам. Внешне они, как и красные, выглядели хорошо. Однако у представителей ТИ к ним тоже возникли вопросы. В частности, салон был неправильно оформлен: отсутствовали сведения о запасных выходах, стоимости проезда, правах и обязанностях пассажиров.

Маршруточные войны: чего хотят пассажиры, перевозчики и что требует закон

© Sputnik / Екатерина Воробьева

Некоторые пассажиры признались, что на себе прочувствовали нехватку маршруток.

"Несколько недель назад здесь творился такой ужас. Невозможно было уехать, я звонила на все горячие линии", – поделилась пассажирка.

По словам женщины, эти маршрутки – спасение для сельских жителей.

“Мы из деревни можем попасть в больницу или еще куда-то по важным делам. Напишите, пожалуйста, пожелание от нас, от людей, что мы хотим, чтобы вернули прежние рейсы (имеется в виду ситуация, когда в конце октября изъяли две маршрутки и рейсов стало меньше. – Sputnik)", – попросила женщина.

Поддержал ее и водитель белой маршрутки: "Давайте больше разрешений, будем всех возить и не будем ездить переполненными".

Ущемляют права

Пока рейдовая группа находилась на Карбышева, на остановке появилась директор ООО "Комфортбас" Ирина Рыжанкова, машины этой организации также курсируют между Минском и Логойском. Со слов женщины, она ехала домой и, увидев, что ТИ проверяет машины, решила остановиться.

Ирина рассказала, что идея запустить рейсы по маршруту Минск – Логойск по трассе М3 принадлежит ее компании.

"В конце 2018 года мы придумали данный маршрут, составили расписание и принесли это все в "Миноблпассажиртранс" (оператор этого направления. – Sputnik). И попросились работать. Ответ получили, что данный маршрут будет невостребованный. Однако спустя несколько месяцев мы узнали, что временные карточки на перевозки выдали "Крэйн-Авто". Нам тогда объяснили, что это якобы более опытный перевозчик", – поделилась Рыжанкова.

Маршруточные войны: чего хотят пассажиры, перевозчики и что требует закон

© Sputnik / Екатерина Воробьева

По словам женщины, так как все было готово к запуску маршрута, по просьбам людей компания начала осуществлять заказные (не относящиеся к регулярным. – Sputnik) перевозки по этому направлению.

Кроме этого, добавила Рыжанкова, на протяжении всех этих лет она неоднократно обращалась в "Миноблпассажиртранс" с просьбой увеличить количество транспортных средств на Логойск, но постоянно получала отказы. Хотя, по ее мнению, пассажиропоток тут большой и это можно было бы осуществить. Руководитель считает, что к ее компании предвзятое отношение.

"Мы хотим, чтобы все наши машины могли выезжать в рейсы. Тем более у нас хорошие автобусы, есть кондиционеры, удобные сиденья, ремни безопасности. Сейчас ведется плотная работа с "Миноблпассажиртрансом". Но пока мы не получили разрешения. А тем временем люди пишут жалобы и пытаются добиться того, чтобы было больше маршруток. Мы записаны на прием к председателю облисполкома Минской области Александру Турчину", – рассказала директор предприятия.

Детей на остановке оставить?

Отработав на Карбышева, сотрудники ТИ решили съездить в Логойск. Там явно не ожидали увидеть инспекторов. Иначе как можно объяснить то, что два водителя, которых проверяли в Минске и к которым были вопросы, в Логойске везли пассажиров стоя.

"Мы же вас сегодня уже останавливали, предупреждали!" – обратились к одному инспекторы.

"Извините меня, пожалуйста…" – услышали в ответ.

А второй мужчина к замечаниям инспекторов отнесся более эмоционально.

"А что, я детей на остановке оставлю?" – не скрывая недовольства, спросил водитель.

Однако в маршрутке ехали стоя не только дети, но и взрослые.

В чем суть конфликта перевозчиков

У председателя Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров "АППП" Екатерины Станкевич, которая с августа этого года стала директором ООО “АвтоКрэйн” (фирмы-владелицы тех самых красных маршруток. – Sputnik), есть свое видение, почему стало меньше маршруток на рейсе Минск – Логойск.

По словам собеседницы, это связано с тем, что некоторые перевозчики длительное время работают легально, уплачивая все налоги, а другие пытаются обхитрить государство. Усиленный контроль ТИ отразился в первую очередь на интересах "нерегуляров", что и вызвало недовольство с их стороны и желание устроить своего рода саботаж.

По словам Екатерины, история, связанная с маршрутками на направлении Минск –Логойск, началась еще в 2017 году. Тогда несколько индивидуальных предпринимателей объединились в группу и начали осуществлять перевозки в нерегулярном сообщении.

Маршруточные войны: чего хотят пассажиры, перевозчики и что требует закон

Билет на маршрутку © Sputnik / Екатерина Воробьева

"Они решили, что могут быть выше закона и попросту начали "рубить бабло". У меня есть видео, где в машине даже не было кассы и деньги принимали без всяких подтверждающих чеков. В то время на этом направлении работал один регулярный перевозчик, но "нерегуляры" его выжили. И эта борьба продолжалась несколько лет – до тех пор, пока в 2021 году не провели конкурс", – рассказала Станкевич.

По результатам этого конкурса, добавила Екатерина Станкевич, право осуществлять рейсы получили 4 перевозчика. У каждого было свое количество машин, которые могли работать на маршруте. При этом, по мнению собеседницы, некоторые использовали грязные методы для выживания конкурентов.

"Машины "нерегуляров" приходили на остановку на пару минут раньше расписания и прям под носом уводили клиентов "регуляров". Иногда на рейс выезжала маршрутка без регистрационных номеров и умышленно создавала аварийные ситуации. Кроме этого, провоцировали конфликтные ситуации в автобусах, чтобы вызвать водителя на грубость: один провоцирует, а другой снимает это на телефон", – рассказала Станкевич.

В итоге некоторые перевозчики не выдержали и отказались работать на этом направлении. Освободилось место, и назначили новый конкурс на 4 автобуса. По словам Станкевич, поучаствовать в нем захотел только один перевозчик. Другие посчитали это бессмысленной затеей – понимали, что их тоже "выживут".

Конкурс и легальная деятельность

С ситуацией, которая возникла между перевозчиками на маршруте Минск – Логойск, хорошо знаком первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк.

По его словам, сегодня на маршрутах движения "Миноблпассажиртранс" в соответствии с законодательством устанавливает расписание движения, необходимое для удовлетворения потребностей пассажиров. Затем проводится конкурс между перевозчиками.

"Есть конкретные прозрачные условия для того, чтобы победить в конкурсе – для этого необходимо выполнить ряд критериев. Если же допустить, что мы каждому дадим возможность осуществлять перевозки, то это будет тоже неправильно. В первую очередь по отношению к тем перевозчикам, которые уже добросовестно работают на маршруте", – сказал Юрий Костюк.

По его мнению, очень большое число конкурентов приведет к тому, что начнет падать выручка и, чтобы остаться на плаву, многие перевозчики начнут прибегать к грязным методам и, естественно, будут нарушать правила.

В то же время, по словам Костюка, ТИ не раз предупреждала перевозчиков, занимающихся нелегальной предпринимательской деятельностью, что, если они не будут реагировать на предупреждения, то у них изымут транспортные средства.

"Неоднократно проходили судебные заседания, и все знали о противоправности своей деятельности, но никак не реагировали и продолжали ее", – подчеркнул собеседник.

По его словам, недобросовестных перевозчиков в первую очередь интересовала возможность получать прибыль – и не важно, каким способом.

"Наносился вред перевозчикам, рынку транспортных услуг, государственным интересам. А 27 октября, когда у перевозчиков изъяли 2 маршрутки и у них возникло желание уйти с маршрута, мы увидели, что они хотели раскачать общество. И, конечно, мы должны для себя понимать, что завтра эта попытка может повториться. Ведь такие перевозчики ни перед кем не имеют обязательств, предусмотренных законодательством, у них нет договорных отношений ни с пассажирами, ни с оператором, ни с местными исполнительными властями", – отметил Костюк.

Первый замначальника ТИ Минтранса также рассказал, что в этом году по всей Беларуси было изъято 104 микроавтобуса, а на регулярные рейсы с начала года добавились 876 автобусов. По словам Костюка, это говорит о том, что контрольные мероприятия повлияли на уровень правосознания перевозчиков и многие начали работать законно.

Источник: onlinebrest.by

Комментарии закрыты.