Прогрев обязателен, картонка – под сомнением. Изучаем температурный вопрос накануне холодов

0 0

Похоже, все: последние теплые деньки позади, на пороге зима, холода, а значит, снова актуальной становится тема выхода двигателя и других агрегатов на рабочую температуру. Почему это важно и как можно помочь в этом вопросе автомобилю, сейчас и расскажем, пишет Автобизнес.

Прогрев обязателен, картонка – под сомнением. Изучаем температурный вопрос накануне холодов

Холодный фальстарт

Наверное, все слышали или читали о том, что холодный пуск в сильный мороз означает серьезную нагрузку для двигателя. Загустевшее масло не сразу проникает через все узкие места к деталям, а сам прогрев последних неравномерный. Даже по звуку двигателя понятно, что в этот момент его лучше не перегружать. Надо дать немного прогреться, и тогда он станет работать чуть тише и мягче, то есть как обычно.

Впрочем, почему мы говорим только про двигатель? Коробка передач, особенно автоматическая, тоже не любит работу "на холодную". Да и вообще все узлы, которые в том или ином виде имеют масло, в том числе в качестве рабочего тела, требуют аккуратного обращения в непрогретом состоянии. Взять те же амортизаторы, которые просто "дубовые", пока холодные. Или систему гидроусилителя руля. Или редукторы.

Причем все эти узлы, в отличие от двигателя, на месте толком не прогреваются, а только в процессе их работы, то есть в движении. И это еще один аргумент в пользу рекомендации первые несколько километров поездки совершать в спокойном режиме. Это, кстати, касается и электромобилей, у которых тоже есть амортизаторы и редукторы.

В этом отношении технику можно сравнить с человеческим организмом: физическая активность (например, бег) без предварительного прогрева мышц и суставов в ходе разминки может аукнуться проблемами в будущем. Поэтому в вопросе "греть или не греть?" ответ однозначен: греть обязательно! Остается только выяснить как.

Недолго, потом осторожно

Чем ниже падает столбик термометра, тем дольше надо прогревать двигатель автомобиля, прежде чем начать движение, но без фанатизма. Как-то довелось услышать такой совет: просто дели минусовую температуру пополам – и получай количество минут, сколько надо греть мотор на холостых. То есть если -4..-5°С, достаточно и двух минут, если -10°С, то можно и 5 минут постоять, а при -30°С и 15 минут погреть машину не грех. Что-то в этом есть, но все же это скорее максимально допустимый предел.

Прогрев обязателен, картонка – под сомнением. Изучаем температурный вопрос накануне холодов

Ждать, когда из дефлекторов подует теплый воздух или начнет двигаться стрелка указателя температуры, не говоря уже о том, чтобы дожидаться, когда она выйдет на свое основное положение, не стоит, тем более в случае с современным автомобилем. Двигатели с Common Rail вообще плохо греются, без нагрузки – бесконечно долго, а теплый воздух может пойти через пару минут, поскольку включается дополнительный тэн "печки".

И двигатель, и тем более остальные агрегаты эффективно прогреваются во время движения, так что долго стоять на месте не стоит. Но повторимся: первые километры во время этого самого прогрева должны быть максимально щадящими, и это касается не только разгонной или тормозной динамики, но также маневров и работы подвески. То есть по неровной дороге лучше ехать с минимальной скоростью, пока не прогреются амортизаторы (это легко понять по изменяющейся плавности хода и прекращению посторонних звуков).

"Вредный режим" рискует стать основным

Давайте так: морозы – это морозы, и здесь все вполне очевидно. Но сильный минус в наших краях редкость. Например, средняя температура воздуха в зимний сезон 2020-2021 годов составила -3,8°С, что близко к климатической норме. Так что по-настоящему холодных пусков, очень неприятных для матчасти, будет немного. И это хорошая новость. Плохая же заключается в том, что у многих владельцев двигатель автомобиля едва ли не всю зиму пребывает во "вредном режиме", то есть когда он еще не прогрет, не успел выйти на рабочую температуру.

Непрогретый двигатель – это конденсат внутри, богатая смесь, а значит, топливо, смешиваемое с маслом, ускоренное нагарообразование. Если двигатель вышел на рабочую температуру, а водитель его еще и любит "покрутить" (в прогретом состоянии), то все продувается и прочищается, сгорает. А если поездка заканчивается, едва открылся термостат, и так происходит каждый день? Это на самом деле вполне себе реальный сценарий, когда от дома до работы всего несколько километров и поездка занимает каких-нибудь 10-15 минут. О том, что короткие поездки – зло, мы уже как-то писали.

Нагарообразование внутри двигателя, зарастающий отложениями впускной тракт, быстро забивающийся сажевый фильтр, засоренный клапан EGR, постепенно разряжающийся аккумулятор – это типичные проблемы машин с короткими городскими пробегами. И летом это не самый лучший режим эксплуатации, а зимой двигатель еще меньше пребывает в своей рабочей температуре и дольше в режиме прогрева – "бонусом" получаете увеличенный расход топлива.

Что делать? По возможности уходить от такого режима, отказываясь от коротких поездок или увеличивая их продолжительность (планировать один большой маршрут вместо нескольких маленьких). И конечно, если что-то мешает быстрому выходу двигателя на рабочую температуру, решить эту проблему.

Картонка и щитки

На этом остановимся чуть подробнее. Недогрев или медленный прогрев двигателя может быть вызван как его конструктивными особенностями, так и теми или иными неисправностями. Например, заклинил в открытом положении или неправильно подобран во время замены термостат. Слишком рано включается (из-за неисправного или опять же неправильно подобранного термовыключателя) вентилятор. Постоянно открыты жалюзи перед радиатором. В моторном отсеке или в переднем бампере отсутствуют положенные по заводу щитки. Последние на некоторых автомобилях выполнены съемными и устанавливаются только в зимний период эксплуатации.

Некоторые владельцы, столкнувшись с недостаточным прогревом или слишком долгим выходом двигателя на рабочую температуру, обращаются к дедовскому способу – просто ставят перед радиатором картонку. В свое время мы эту тему разбирали, но еще раз повторим основные моменты.

Если такой самодельный щит ставится только в сильный мороз или это временное решение вдруг появившейся проблемы перед скорым ремонтом, это один вопрос. Если же он стоит постоянно, то это, конечно, простое и дешевое, но вряд ли лучшее решение.

Во-первых, когда имеет место неисправность системы охлаждения, с этим надо разбираться, а если двигатель в принципе не прогревается в силу конструктивных причин, то более эффективным решением будет установка дополнительного (автономного) подогревателя.

Во-вторых, пресловутая картонка может ведь и до перегрева довести, причем это может касаться не двигателя, а, например, автоматической коробки – не забываем, что этот щиток может перекрывать путь воздуха сразу к нескольким радиаторам. Если по заводу не ставят щиток, возможно, на то были свои причины. Особенно если говорим про современные двигатели: их максимально быстрый выход на рабочую температуру – залог топливной экономичности и снижения вредных выбросов, так что о правильном температурном режиме производители пекутся. Ну а задача владельцев – поддерживать в исправности систему охлаждения и не провоцировать проблемы ненужным вмешательством.

Источник: onlinebrest.by

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.